ТОО "Кайнар-АКБ" - крепить трудом успех страны

ТОО "Кайнар-АКБ" - крепить трудом успех страны
ТОО "Кайнар-АКБ" - крепить трудом успех страны
ТОО "Кайнар-АКБ"
Казахстан, г. Талдыкорган, ул. Медеу, 1
+7 (7282) 23-32-34
09.12.2020

ТОО «Кайнар-АКБ» установило казахстанский рекорд производительности, выпустив 330 тыс. аккумуляторных батарей за месяц.

azhmaganbetov-k-m

Системная поддержка государством инициатив предприятий обрабатывающего сектора дает свои плоды.

– Мы своевременно взяли курс на производство экспортоориентированной продукции, и даже коронавирус не смог изменить наши планы, – говорит Куаныш Ажмаганбетов, председатель наб­людательного совета ТОО «Кайнар-АКБ».

По его словам, в связи с объявленным в стране режимом ЧП завод весной не работал. Зарубежные партнеры не могли вовремя получить товар из-за коронавирусных ограничений и закрытия сообщения между странами. Однако завод уже нагнал отставание и может выпустить на 100 тыс. аккумуляторов больше, чем в прошлом году.

ЭКСПОРТ ПЛЮС ПРИБЫЛЬ

Как отмечает Куаныш Ажмаганбетов, жизнь убедительно показала преимущества поддержки государством высокотехнологичных предприятий, ориентированных на экспорт продукции.

В Казахстане с 2010 года реализуется новая индустриальная политика, завершились две пятилетки индустриализации. В ходе нынешней, третьей, государство предлагает сфокусироваться на поддержке отдельных эффективных предприятий. Критерием для их отбора станет готовность к расширению номенклатуры и сложности экспорта, а также внедрение цифровых технологий.

– В своем нынешнем сентябрьском Послании Президент поручил запустить программу экспортной акселерации для несырьевых производителей, выстроить сис­тему действенной поддержки экс­портеров. Теперь пришло время ориентировать предприятия на экспорт. При этом применяемые Правительством требования к нам, экспортерам, понятны и, что не менее важно, вполне выполнимы. Многие казахстанские предприятия могут им соответствовать. Обращаешься за льготами – будь добр, покажи эффективность своей работы – рост экспорта и производительности труда, – уверен Куаныш Ажмаганбетов.

9b93330a55412c19b0dc7c648

В качестве примера он приводит южнокорейский опыт. Страна за короткое время смогла построить высокотехнологичную экономику, для чего активно поддерживала экспортеров, в том числе и финансами, в обмен на два требования – увеличение объемов экспорта и производительности труда. Но чтобы стимулировать развитие новых переделов в черной и цветной металлургии, нефтехимии и обрабатывающей промышленности в нашей богатой сырьем стране, этого мало.

– Экономические кризисы в Казахстане, как правило, связаны с волатильностью цен на ключевые экспортные товары – нефть, металлы и другие сырьевые материалы. Между тем в результате глубокой переработки свинца, меди, алюминия и цинка происходит увеличение добавленной стоимости в разы, – поясняет председатель наблюдательного совета. – Поскольку уровень технологического передела продукции и локализации товаров разные, то и поддержка предприятий должна быть дифференцированной. При определении размера поддержки, считаю, нужно отслеживать и географию экспорта. Механизм возмещения затрат при поставке товаров в Европу из Талдыкоргана должен отличаться от более коротких маршрутов, к примеру, из Костаная в Челябинск.

В этом случае, по его мнению, вырос бы интерес к переработке металлов и выпуску сплавов, необходимых для приборо- и машиностроения, у нас в стране.

Например, в Казахстане ежегодно производят 140 тыс. тонн свинца. На Лондонской бирже за него можно выручить около 252 млн долларов. Если же каждый год из этого количества металла выпускать 10,5 млн аккумуляторов, выручка может увеличиться в 3–4 раза – на 800–900 млн долларов.

– В настоящее время «Кайнар-АКБ» – едва ли не единственное предприятие глубокого передела, которое из отечественного сырья выпускает материалоемкую продукцию с высокой добавленной стоимостью. Завод производит 1 100 тонн товарного свинца и сплавов в месяц на собственных электротермических печах. Мы поставили цель перерабатывать весь объем производимого в Казахстане свинца в аккумуляторные батареи к 2025–2030 годам. Планируем построить новый корпус, установить сборочные линии, – поделился планами Куаныш Ажмаганбетов.

Завод намерен освоить новые типы стартерных и стационарных батарей, продолжать наступление на китайский и европейский рынки, увеличив продажи до 3,7 млн изделий в 2021–2022 годах.

Поэтому в компании считают своевременным поручение Президента Касым-Жомарта Токаева обеспечить полноценную загрузку сырьем казахстанские обрабатывающие производства и разработать пакет мер для увеличения казахстанского содержания, озвученных им в Послании народу.

65eb31ca420b11eb8a3dbd9ed

ПОТЕНЦИАЛ НЕ ИСЧЕРПАН

На рынке «Кайнар-АКБ» хорошо знают как ответственного производителя. За годы индустриализации компания нарастила выпуск аккумуляторов в 8 раз. Сегодня она является лидером по производству аккумуляторных батарей в странах СНГ. Из 2,5 млн собранных заводчанами аккумуляторов свыше 65% ежегодно экспортируются в Россию, Азербайджан, Кыргызстан, Узбекистан, Беларусь, Таджикистан, Афганистан, Армению, Туркменистан, Грузию, Германию, Италию, Китай и ОАЭ.

– До 2014 года мы продавали не более 1 миллиона батарей, причем 300 тысяч из них оставались в Казахстане. Положительные отзывы клиентов о качестве нашей продукции, оптимальном соотношении цены и качества позволили нам в прошлом году практически закрыть рынки соседних стран, – говорит Жаксылык Сибагатов, коммерческий директор.

При этом потенциал экспорта, по его словам, далеко не исчерпан. На российский рынок завод в прошлом году поставил около 1 млн батарей, а это лишь 10% его объема. Потребность нашего северного соседа составляет 11–12 млн аккумуляторов в год, из них только его половину покрывают местные производители. Поэтому, согласно расчетам маркетологов компании, предприятие имеет возможность только в Россию увеличить свои поставки в 1,5–2 раза.

На действующем оборудовании завод вполне способен выпускать требуемое количество аккумуляторов по заявкам заказчиков. К слову, в последние годы компания перешла на новый формат работы со своими потребителями (В2В): все производится только под заказ.

img-4290

Как отмечает Жаксылык Сибагатов, гигантский китайский рынок аккумуляторов открывает для «Кайнара» широкие перспективы. Однако принимаемые Поднебесной требования к доставке товара (только автомобильным транспортом как опасного груза. – Авт.) пока создают сложности для экспорта казахстанских батарей.

– В 4-м квартале прошлого года мы первую партию аккумуляторов продали в Италию, а уже в следующем году итальянские компаньоны намерены купить больше наших изделий. Мы готовы присутствовать на рынках других европейских стран, но пока есть проблемы с транспортной логистикой. Доставка автомобильным транспортом существенно сказывается на цене товара, – пояснил Жаксылык Сибагатов.

Часть проблем, связанных с выходом на зарубежные рынки, компания решает сама, но есть и такие, которые требуют вмешательства государства. Поэтому новость о создании Министерства торговли и интеграции (МТИ) – координатора внешней и внутренней торговой политики, продвижения экспорта и экономической интеграции – в компании встретили с оптимизмом. Так же, как и заявление министра торговли и интеграции Бахыта Султанова о намерении консолидировать все меры господдержки, которые предоставляются государственными и квазигосударственными структурами. К тому же в МТИ заявили о своем намерении оперативно помогать предприятиям решать проблемы с экспортом.

Компания уже почувствовала эффективность возмещения части затрат экспортеров при продвижении продукции на внешние рынки, несмотря на то, что это сравнительно новая мера господдержки. По мнению Куаныша Ажмаганбетова, такое содействие в дальнейшей реализации намеченных планов приведет к динамичному развитию торговли и росту экспорта.

– Совместными усилиями нам удастся снять несправедливые барьеры на пути экспортеров, и наши казахстанские товары нач­нут активно продвигаться на внешних рынках. Отечественные производители смогут сполна использовать имеющийся потенциал. Казахстан станет страной, предлагающей высокотехнологичную продукцию собственного производства, – надеется он.

Как подчеркивает Жаксылык Сибагатов, продукция компании импортозамещающая: «Кайнар» закрывает внутренний рынок на 80%.

– Наши аккумуляторы хорошо знают отечественные автолюбители. Есть у нас долгосрочный контракт с производителем военной техники, работаем с компаниями SemAZ, «КамАЗ», «СарыаркаАвтоПром». Надеемся, что и другие казахстанские автопроизводители, освоив полный цикл, будут покупать комплектующие отечественного производства, – говорит о планах коммерческий директор.

У ШТУРВАЛА В ШТОРМ

Коллектив связывает свои достижения с именем руководителя предприятия – Куаныша Мадиевича Ажмаганбетова. 45 лет своей жизни он посвятил заводу. Приобрел богатый практический опыт, развил талант организатора, заслужил уважение работников.

В 1975 году Куаныш Мадиевич – выпускник Казахского государственного химико-технологического института, специалист по химическим источникам тока – по распределению приехал в Талдыкорган.

– Завод запустили 13 января того года. Директор меня сразу предупредил, что квартиру не даст, да и вообще никаких благ долго не предвидится. А мне и не надо было ничего, отпустили б только домой. Но начальник отдела кадров Александра Михайловна твердо сказала: «Кто же будет работать на новом заводе? Такого необходимого нам специалиста нельзя отпускать». И точка, – вспоминает свой первый день на заводе Куаныш Мадиевич. – Рабочий – моя первая ступенька в карьере. Александра Михайловна возмущалась и спорила с начальником цеха, но он согласился меня только рабочим поставить.

2019092417023170385_11

Его встретили новые, ставшие позднее родными, стены и несколько конвейеров. Со сборочного участка выходило 20–30 аккумуляторов, не то что сейчас – до 14 тыс. батарей ежедневно.

Технологию и качество Куаныш Ажмаганбетов изучал на практике, проходя каждый этап производства. Старшие коллеги и самооб­разование помогали ему понять тонкости технологии изнутри.

В 1987-м его назначили главным инженером завода, а позднее – директором. Лихие 90-е годы для предприятия были трудными. Разорвались производственные связи, поставщики не поставляли вовремя комплектующие, потребители не оплачивали полученную продукцию – эти проблемы тогда, казалось, никто не в силах был решить. Завод перестал выполнять план: вместо 70 тыс. аккумуляторов едва выпускали 40 тыс. Рабочие уходили. Даже бывшие флагманы всесоюзного значения останавливались и закрывались один за другим.

– Вчера завод был государственный, а сегодня и твой, и ничей. Было два варианта. Первый: продолжаем работать. Второй: я – директор – сам себе голова. Сегодня продам цемент со склада, потом станки сниму, подъездные пути разберу. Спустя годы один из наших почетных ветеранов поблагодарил меня за то, что я ни сам с завода кирпича не унес, ни другим не дал его разобрать, – говорит Куаныш Мадиевич. – Главное было – выжить, сохранить рабочие места и профиль производства, не останавливать заводскую столовую и пекарню.

Многие вопросы заводу приходилось решать самостоятельно, как и осваивать премудрости менеджмента, чтобы остаться на плаву в неожиданно хлынувших рыночных условиях.

– Мы старались работать, несмотря ни на что. Люди поверили руководству. Рядом закрылись заводы глубинных насосов, железобетонных изделий, щелочных аккумуляторов. Когда грамотный специалист, умелый организатор долго работает на одном предприятии, что редко бывает сейчас, он заинтересован сохранить коллектив, который и ведет компанию к успеху, – считает Есет Канаев, заместитель генерального директора по производству и один из старожилов предприятия.

…В советские годы Министерство электротехнической промышленности СССР курировало работу 8 аккумуляторных заводов. До настоящего времени двумя – Тюменским и Талдыкорганским – продолжают управлять директора, назначенные в 1987 году, – Александр Васильевич Кореляков и Куаныш Мадиевич Ажмаганбетов.

НЕ ОТСТАТЬ ОТ КОНКУРЕНТОВ

Руководство предприятия уверено, что главный фактор успеха – квалифицированный персонал.

– Специалисты у нас уникальные. Подготовку кадров мы ставим во главу угла, ведь люди для нас – залог успеха. Раньше их готовило специальное училище, а в 2017 году на базе завода мы открыли учебный центр по подготовке аккумуляторщиков. За время учебы они проходят специализацию по профессиям «литейщик свинцовых сплавов», «литейщик пластмассовых изделий», «намазчик АКБ», – рассказала Салтанат Уйсимбекова, руководитель службы персонала. – Студенты вузов также проходят на заводе практику, а потом и трудоустраиваются у нас.

img-4271

Начинали кайнаровцы с выпуска аккумуляторов с отдельными ячейками в эбонитовых моноблоках, потом перешли на более прочные полипропиленовые моноблоки с общей крышкой. Добились хорошего качества продукции, но поддерживать его становилось все сложнее на старом оборудовании. А новое купить не могли.

В середине 2000-х директор завода уже не представлял, как развиваться дальше. Кредиты не получишь, период бартеров закончился. Он обивал пороги банков и министерств, но безрезультатно.

В 2010 году Первый Президент Нурсултан Назарбаев заявил о необходимости ускоренного развития несырьевого сектора экономики. Государство по прог­рамме ГПФИИР предлагало 5 инструментов поддержки, и всеми ими «Кайнар-АКБ» эффективно воспользовался.

– Получили кредиты под низкий процент на длительный срок. И практически все уже вернули. Провели новую электрическую линию от подстанции, на покупку оборудования потратили 30 миллионов долларов, – говорит Есет Канаев.

На заемные средства были модернизированы литейное и пас­тонамазочное производство, плавильные печи, формировочный и сборочный цеха. Закупили высокопроизводительное оборудование в США и Европе. Оператор контролирует качество изделий и следит за своевременной загрузкой сырья. На отливку одного моноблока в среднем требуется 2 минуты. Но на заводе не гонятся за валом, а заинтересованы в высочайшем качестве. Поэтому на самых ответственных участках, наоборот, численность операторов увеличили. Эффект получился колоссальный: брака становится все меньше.

По сравнению со старым оборудованием производительность труда в 7,5 раза поднялась, а объем производства – вшестеро.

– На сегодня «Кайнар-АКБ» – современный завод полного цик­ла: от отливки деталей и комплектующих до сборки готовых изделий. Каждый год мы наращиваем темпы. Этим летом запустили новую линию, благодаря которой мощность увеличилась на 60–70 тысяч аккумуляторов в месяц. Она уже оснащена лазерным контролем качества. Кроме того, автомат наносит уникальный QR-код на каждую батарею, что нам дает возможность в будущем определять происхождение, местоположение, маршрут и срок службы продукта. Для увеличения мощности цеха моноблоков на 2021 год мы заявили на покупку еще 9 термопластавтоматов, – рассказал Есет Канаев.

В 2010 году «Кайнар» приобрел итальянское оборудование Engitec Technologies, чтобы наладить цивилизованный сбор отработанных батарей и их утилизацию. Поддержка в виде государственного гранта покрыла 45% затрат на его покупку. Экологически чистая технология позволила значительно увеличить производительность труда и уйти от ручной работы.

По словам Есета Канаева, ежегодно выброшенные на свалки отслужившие свое аккумуляторы наносят непоправимый ущерб природе. Теперь же на заводе безопасно разделяют батареи, которые вышли из употребления, на компоненты. Оставшая­ся кислота нейтрализуется. Металлизированная фракция и свинцовая паста (окись свинца. – Авт.) переплавляются и после рафинации снова используются для отливки решеток и деталей. Отходов практически не остается.

Тем самым компания продвигает принципы «зеленой» экономики, вовлекая в производство вторичное сырье и сокращая негативное воздействие на окружающую среду.

Сегодня сплоченный коллектив «Кайнар-АКБ» с оптимизмом смотрит в будущее. Одно из старейших предприятий страны, которое благодаря дальновидности и профессионализму руководителей выжило в тяжелые 90-е годы, продолжает наращивать выпуск высокотехнологичной продукции и расширять географию экспорта.

Источник: https://kazpravda.kz

Автор теста: Айжан Утепова

Назад